Главная Справочная информация Технологический регламент. Комплексная система огнезащиты воздуховодов «ОГНЕМАТ Вент» (FIREMAT Vent»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ  № ВО-02500345-01/30-180

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОГНЕЗАЩИТЫ ВОЗДУХОВОДОВ

«ОГНЕМАТ Вент» (FIREMAT Vent»)

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий технологический регламент распространяется на систему комплексной огнезащиты  воздуховодов «ОГНЕМАТ Вент» (на английском языке «FIREMAT Vent») базальтовыми материалами (материал базальтовый фольгированный марки МПБОР-1Ф ТУ 5769-004-02500345-2009, маты прошивные из базальтового супертонкого волокна фольгированные марки МПБСТВ-1Ф ТУ 5762-002-47897055-2003)  и огнезащитным  покрытием, клеящей смесью  «TRIUMF» («Триумф») (ТУ 5772-002-72387571-04) для  обеспечения огнестойкости конструкций воздуховодов систем вентиляции и дымоудаления.

Технологический  регламент  содержит  основные термины и понятия, рекомендации по повышению пределов огнестойкости  воздуховодов систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также вытяжных и приточных воздуховодов систем дымоудаления.

В  технологическом  регламенте  подробно  описаны характеристики и требования к исходным материалам и компонентам  огнезащитного покрытия для воздуховодов.

Технологический  регламент  содержит  подробное  описание  процесса

монтажа и крепления  воздуховодов к строительным конструкциям, а также описание технологического процесса.

Технологический  регламент  содержит  схемы конструкций защиты воздуховодов, а также  требования безопасности и инструкцию по монтажу.

Основные термины и понятия.

Огнезащита – технические мероприятия, направленные на повышение огнестойкости и

(или) снижение пожарной опасности зданий, сооружений, строительных конструкций.

Огнестойкость конструкций воздуховода определяется временем от начала нагревания ис-

пытываемой конструкции воздуховода до наступления одного из предельных состояний.

Различаются два вида предельных состояний конструкций воздуховодов по огнестойкости:

потеря теплоизолирующей способности (I);

потеря плотности (E).

Обозначение предела огнестойкости конструкции воздуховода состоит из условных обозначений

нормируемых предельных состояний и цифры, соответствующей времени достижения одного из этих

состояний (первого по времени) в минутах, например:

EI 120 — предел огнестойкости 120 мин по признаку потери теплоизолирующей способности;

EI 60 — предел огнестойкости 60 мин по признакам теплоизолирующей способности и потери

плотности независимо от того, какой из двух признаков достигается ранее.


Огнезащитное покрытие – слой, полученный в результате нанесения (монтажа) средства

огнезащиты на поверхность объекта огнезащиты.

Огнестойкий воздуховод – плотный воздуховод (класс «П») со стенками, имеющими

нормируемый предел огнестойкости.

«ОГНЕМАТ Вент» - комплексная система повышения предела огнестойкости стальных и металлических воздуховодов. В зависимости от назначения систем вентиляции обеспечивает пределы огнестойкости воздуховодов от 30 до 180 минут.

1. Комплексная система огнезащиты «ОГНЕМАТ Вент».

Основной элемент системы защиты – базальтовое супертонкое волокно с определенными теплотехническими характеристиками в рулонах, облицованное с одной стороны алюминиевой фольгой и огнезащитное покрытие клеящая смесь «TRIUMF», представляющий собой композицию на основе неорганических связующих и минеральных наполнителей.

Температурный диапазон для монтажа системы «ОГНЕМАТ Вент» – 100С +400С.
Система «ОГНЕМАТ Вент» предназначена для использования в качестве огнезащитного и теплоизоляционного покрытия, повышающего огнестойкость и улучшающего теплоизоляцию строительных и инженерных конструкций, стальных воздуховодов систем вентиляции и дымоудаления, эксплуатируемых во всех типах зданий и сооружений гражданского и промышленного назначения (в том числе ДДУ, ППУ, в помещениях  пищевой промышленности – типа А, Б, В).

Система огнезащиты воздуховодов «ОГНЕМАТ Вент» используется для защиты всех видов плотных (герметичность – класс «П») воздуховодов из листовой стали (оцинкованные и неоцинкованные, сварные и фланцевые, прямоугольные и круглые).

 

Основные преимущества системы огнезащиты  ОГНЕМАТ Вент»:

• может применятся при температуре окружающей среды  до минус 10°С, с относительной влажностью воздуха до 80 %;
• используется одновременно как огнезащита и теплоизоляция;
• обеспечивает дополнительную звукоизоляцию;
• виброустойчива;
• минимальная нагрузка на несущие конструкции.

Срок службы системы огнезащиты равен сроку службы воздуховода.


2.Характеристики исходных материалов и конструкций.

Система огнезащиты  «ОГНЕМАТ Вент» включает в себя материал прошивной базальтовый огнезащитный рулонный в обкладке алюминиевой фольгой марки МПБОР-1Ф,  изготовленный в соответствии с требованиями ТУ 5769-004-02500345-2009, маты прошивные из БСТВ, изготовленные в соответствии с требованиями ТУ 5762-002-47897055-2003 и огнезащитное  покрытие, клеящую смесь «TRIUMF» (далее - огнезащитное покрытие) ТУ 5772-002-72387571-04.

Технические характеристики основных материалов указаны в таблицах № 1-2

Таблица №1

Технические характеристики материала МПБОР-1Ф:

Свойства

Ед. измер.

Величина

Плотность, не более

кг/м3

125

Влажность, не более

%

2

Теплопроводность при 22±5°С,   не более

Вт/мК

0,038

при 125±5°С,  не более

Вт/мК

0,065

Предельная температура использования

°С

+1100

Толщина покрытия

мм

5,8,10

Таблица №2

Технические характеристики огнезащитного покрытия

клеящей смеси  ТРИУМФ  ТУ  5772-002-72387571-04

Свойства

Ед. изм.

Величина

Время затвердевания

час

3-12

Минимальный расход при слое 1мм

кг/м2

1,26

Предельная температура использования

°С

+1350

Толщина покрытия

мм.,

0,4-2,5

Температура использования

°С

-10 +40

 

Материалы соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным НПБ 239-97.

3. Конструкция огнестойких воздуховодов.

3.1.Толщина огнезащитного покрытия  для воздуховодов определена протокола­ми огневых испытаний в следующих пределах:

Таблица №3

пп

Предел огнестой­кости, мин

Предел огнестойкости по НПБ 239-97

Толщина по­крытия, МПБОР-1Ф, мм

Толщина по­крытия, Мат   БСТВ-1Ф,мм

Толщина сухого слоя

«TRIUMF», мм

1.

30

EI   30

5

-

0,4

2.

60

EI   60

5

-

0,6

3.

90

EI   90

8

-

1,2

4.

180

EI 180

8

40

1,2

3.2. Воздуховоды изготавливаются из оцинкованного листа или черной стали. Толщина стенки не менее 0,8 мм.   Воздуховоды могут быть либо прямоугольного, либо круглого сечения. В соответствии с требованиями пожарной безопасности система воздуховодов должна быть герметична и надежна закреплена. Крепится система посредством жестких (нешарнирных) соединений к несущим конструкциям здания или сооружения, таким, как ограждающие несущие конструкции (стены), перекрытия (плиты перекрытий и покрытия), колонны.

3.3. Конструируется система воздуховодов из секций, скрепляемых между собой. Длина секций варьируется в зависимости от конструктивных особенностей помещения. По краям секций привариваются фланцы для последующего их соединения.

Кроме того, фланцевое соединение выполняет роль ребра жесткости. Фланцы воздуховода изготавливаются из металлического уголка с размером полки 20-35 мм.

3.4. Для уплотнения воздуховодов между собой используются асбестовый картон толщиной не менее 4 мм,  асбестовый шнур марки "ШАИ-1", паронит марки "ТНТ" толщиной не менее 4 мм по ГОСТ 481-80 или  жаростойкий герметик  HILTI СP 611А. Герметик наносится после стягивании фланцев болтами таким образом, чтобы не оставалось щелей, т.е. поверхность фланцев должна быть обработана герметиком полностью. При стягивании фланцев болтами шнур закладывается таким образом, чтобы не оставалось щелей. Фланцевые соединения    скрепляются между собой болтами  с гайками и шайбами. Длина болтов 20-30 мм, диаметр- 10 мм.

3.5.  В местах сопряжения воздуховода со строительными конструкциями (перекрытия, перегородки, ограждающие конструкции) должен быть произведен разрыв в огнезащитном покрытии. Конструкция узла пересечения воздуховода с ограждающей конструкцией должна соответствовать схеме, показанной на рисунке 1.

Конструкция узла пересечения воздуховода с ограждающей конструкцией

Рисунок 1. Конструкция узла пересечения воздуховода с ограждающей конструкцией

А - металлический воздуховод;

В - огнезащитное покрытие (нахлест на ограждающую конструкцию должен быть не менее 50мм);

С - ограждающая конструкция толщиной, L3;

D - сварная рама (изготовленная из металлического уголка с размером полки соответствующей размеру фланца), приваренная точечной сваркой внутри или снаружи воздуховода (если L3 >300мм следует установить две рамы);

Е - цементно-песчанный раствор (L2 = 30 мм).

3.6. В ограждающей строительной конструкции необходимо предусмотреть монтажный проем (рис.2).

Проход воздуховода сквозь стену

Рисунок 2. Проход воздуховода сквозь стену

 

А - размеры поперечного сечения воздуховода
В - размер поперечного сечения проема
С - размер полки монтажного уголка

Размер проема (мм) должен быть не менее:

В=А+2С+30

3.7. Монтажный проем в стене выполняется в размер поперечного сечения воздуховода с припуском на каждую сторону не менее 70 мм. На каждом участке воздуховода, проходящем через стену, устанавливаются наружные сварные рамки жесткости, выполненные из того же уголка, что и фланцы воздуховода. Рамки крепятся к поверхности воздуховода точечной сваркой с шагом не более 100. При толщине стены не более 300 мм устанавливается одна рамка жесткости. При толщине стены более 300 мм устанавливается несколько рамок с расстоянием между ними 200 ± 10 мм.

3.8. После монтажа воздуховода проем  и другие места сопряжения воздуховода и строительных конструкций должны быть замоноличены цементно-песчаным

раствором (Е рис.1).

3.9. Во всех местах прохода воздуховода вблизи строительных ограждающих   конструкций пространство между воздуховодом и стеной (перекрытием)  закрывается в соответствии со схемой, показанной на рис. 2.

 

4.Описание технологического процесса монтажа воздуховодов.

4.1. Подготовка воздуховодов к монтажу.

4.1.1.  Подготовительные работы включают в себя:

-подготовку поверхности защищаемых конструкций воздуховодов;

- раскрой базальтового материала МПБОР-1Ф и матов МПБСТВ-1Ф;

- тщательное перемешивание огнезащитного покрытия  «TRIUMF».

4.1.2. Подготовка воздуховодов к монтажу включает в себя очистку поверхности от ржавчины, грязи и жировых загрязнений, а также их обеспыливание.

4.1.3. Раскрой материалов базальтовых МПБОР-1Ф и МПБСТВ-1Ф производится ножницами или ножом на куски требуемого размера, с учетом нахлеста.

4.1.4. Огнезащитное покрытие клеящая смесь «TRIUMF» перед нанесением тщательно перемешивается до получения однородной массы  механическим способом с использованием низкооборотной дрели с насадкой со скоростью 150- 300 об/мин. Допускается разведение состава до необходимой консистенции водой до 10% от массы покрытия, в зависимости от способа нанесения.

Не допускается нанесение состава на поверхности, огрунтованные составом на битумной основе.

4.2. Монтаж огнезащитного покрытия «ОГНЕМАТ Вент».

Технологический процесс монтажа огнезащитного покрытия на воздуховод начинается с проверки несущей способности подвески, ее усиления, а также выполнения огнезащиты кронштейнов и крепежных элементов огнезащитным составом и нанесением огнезащитного покрытия на воздуховоды.

 

4.2.1.      Кронштейны и подвески для крепления воздуховодов подлежат обязательной огнезащите сертифицированными по металлу составами или красками, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости воздуховодов.

4.2.2.Огнезащита кронштейнов, подвески и других элементов крепления воздуховодов допускается с помощью огнезащитного покрытия «TRIUMF» и материала базальтового МПБОР-1Ф из расчета толщины мокрого слоя огнезащитного покрытия клеящей смеси «TRIUMF» не менее 1,2 мм.

4.2.3. Перед монтажом следует проверить несущую  способность существующей подвески  стального воздуховода  и при необходимости заменить ее или усилить.

Число элементов подвески определяется суммарным весом "воздуховода с облицовкой". При расчете следует исходить из условий:

  • для "воздуховода с облицовкой" огнестойкостью ЕI 30-180 усилие на нарезной стержень подвески не должно превышать величины 9 Н/мм2;
  • плотность огнезащитного состава не более 1800 кг/м3;
  • максимальный вес МПБОР-1Ф и МПБСТВ-1Ф площадью 1 м2 не более 2 кг;

4.2.4. Огнезащитное покрытие клеящая смесь  «TRIUMF» наносится  на поверхность воздуховода, выполненного из черного металла - на грунт ГФ-021 ГОСТ 25129-82 или ГФ-0119 ГОСТ 23343-78, на оцинкованную поверхность без предварительной грунтовки.

Нанесение огнезащитного покрытия «TRIUMF» осуществляется как вручную, так и методом безвоздушного распыления агрегатами высокого давления  типа СО-154 (СО-150, СО-150А), «Wagner», «Титан», «GRACO» или аналогичными. При нанесении состава температура окружающего воздуха должна быть не ниже -100С и влажности воздуха не более 80%, кроме того, в условиях строительной площадки конструкции должны быть защищены от атмосферных осадков.

Рекомендованные  параметры для нанесения огнезащитного покрытия «TRIUMF» агрегатами высокого давления указаны в таблице № 4.

Таблица № 4

№пп

Наименование показателя

Единица измерения

Величина
1

Давление сжатого воздуха

Мпа 0,4-0,7
2 Давление состава на выходе из пневмофорсунки Мпа 0,1-0,15
3

Расстояние от форсунки до поверхности:

-при направлении состава вверх

-при направлении вниз и горизонтально

-в труднодоступных местах, не менее

мм

мм

мм

150-200

250-300

100

4 Потери состава при механическом нанесении % 7-12

4.2.5. Огнезащитное покрытие наносится послойно. За один проход допускается наносить:

- методом пневмораспыления слой 0,4 -1,2 мм;

- ручным методом слой до 2,5 мм.

Средний расход огнезащитного покрытия  «TRIUMF» от  1,27 кг/м2 при слое в 1 мм.

4.2.6. Толщина  слоя покрытия измеряется толщиномером с пределом измерения 0,1 мм.

Толщина сухого слоя покрытия в соответствии с требованиями огнестойкости регламентируется сертификатом пожарной безопасности и протоколом замера толщин.

4.2.7. Контроль за проведением работ по нанесению огнезащитного состава и толщин влажного и сухого слоя покрытия осуществляет прораб, мастер или бригадир, в соответствии с технической документацией.

4.2.8. Толщина материала базальтового  МПБОР-1Ф для обеспечения пределов огнестойкости от 30 до 180 минут указана в таблице № 3.

Минимальный расход материала МПБОР-1Ф и матов МПБСТВ-1Ф берется с коэффициентом 1,1 при нанесении первого слоя, с коэффициентом 1,25 при нанесении МПБОР-1Ф вторым слоем в системе с огнестойкостью EI 180.

Монтаж огнезащитного покрытия для обеспечения пределов огнестойкости 30-90 минут.

На подготовленную поверхность воздуховода нанести слой огнезащитного покрытия «TRIUMF» в соответствии с таблицей №3:

-для обеспечения предела огнестойкости 30 минут – толщина сухого слоя 0,4 мм;

-для обеспечения предела огнестойкости 60 минут -  толщина сухого слоя 0,6 мм;

-для обеспечения предела огнестойкости 90 минут -  толщина сухого слоя 1,2 мм.

Материал МПБОР-1Ф толщиной 5-8 мм, в соответствии с таблицей №3, наложить фольгой наружу по влажному слою мастики и прикатать к поверхности воздуховода при помощи строительного валика. Края материала монтируются внахлест 50-100 мм с промазкой огнезащитным составом между слоями.

При необходимости швы проклеить алюминиевым или металлизированным скотчем.

Монтаж огнезащитного покрытия для обеспечения предела огнестойкости 180 минут.

-огнезащитное покрытие  «TRIUMF» наносят на подготовленную поверхность воздуховода слоем 0,6 мм;

-маты базальтовые МПБСТВ-1Ф накладывают волокнистой стороной (фольгой наружу) на мокрый слой огнезащитного состава и оборачивают вокруг воздуховода в один слой. В местах соединения маты накладываются внахлест с заходом не менее 50 мм, с обязательной

промазкой огнезащитным составом между слоями. В местах стыковки края матов закрепляют лентой алюминиевой монтажной  ЛАМС;

-на фольгированные маты наносится слой огнезащитного покрытия «TRIUMF» толщиной 0,6 мм;

-на влажный слой огнезащитного покрытия накладывается материал МПБОР-1Ф толщиной 8 мм, фольгой наружу. В местах стыковки материал накладывается внахлест с заходом не менее 50 мм с промазкой огнезащитным составом между слоями. Края рулонного материала закрепляются лентой алюминиевой монтажной типа ЛАМС, ЛАМС-Н.

4.2.9. Фланцевые соединения воздуховодов промазываются огнезащитным покрытием клеящей смесью «TRIUMF» на ширину 50 мм в каждую сторону толщиной влажного слоя не менее 1 мм и оборачиваются полосами МПБОР-1Ф. Для дополнительного крепления воздуховодов в местах соединения допускается использовать в качестве хомутов нихромовую или стальную проволоку.

4.2.10. При огнезащите смонтированных воздуховодов, близко прилегающих к ограждающим конструкциям и поверхностям (перекрытиям, стенам, перегородкам и т.п.), зазоры менее 5мм допускается перекрывать материалом МПБОР-1Ф с переходом на прилегающую поверхность. Зазоры величиной более 5мм рекомендуется предварительно плотно заполнить холстом из базальтовых супертонких волокон или минераловатной плитой с последующим покрытием материалом МПБОР-1Ф и переходом на прилегающую поверхность внахлест не менее 50 мм.

4.2.11. Готовое огнезащитное покрытие «ОГНЕМАТ Вент» не должно иметь отслоений, вздутий и трещин. Не допускается  его провисание или отслоение.

4.2.12. Материал МПБОР-1Ф поставляется рулонами  от 15 до 45 м2.

Гарантийный срок хранения материала -24 месяца.

Гарантийный срок эксплуатации покрытия-25 лет.

Огнезащитное покрытие  «TRIUMF» поставляется в полиэтиленовых ведрах по 22,5 кг. Гарантийный срок хранения состава – 12 месяцев.

5. Выходной контроль.

5.1. При приемке готового огнезащитного покрытия «ОГНЕМАТ Вент»  необходимо контролировать проектную толщину готового покрытия и его внешний вид.

5.2. Контроль толщины покрытия производится частичным вскрытием фольгированного покрытия с последующей заклейкой поврежденных участков алюминиевым скотчем.

5.3. Толщина сухого слоя огнезащитного состава  контролируется путем частичного удаления  материала МПБОР-1Ф с последующем его восстановлением.

5.4. Приемка выполненных огнезащитных работ оформляется актом сдачи-приемки работ.

6. Требование безопасности.

6.1. К выполнению работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, соответствующее обучение и имеющие допуск к данным видам работ. Работы должны выполнятся в строгом соответствии с требованиями СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве», а также технических условий, указанных в настоящем Регламенте.

6.2. Перед началом работы непосредственно на рабочем месте  проводится  инструктаж рабочих. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале и подтверждается подписью рабочего и лица, проводившего инструктаж.

6.3. Работы необходимо проводить в хорошо проветриваемых помещениях.

6.4. Все работающие в соответствии с требованиями ГОСТ12.1.004-91 и «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию» № 1042-73 должны быть обеспечены сертифицированными индивидуальными средствами защиты:

- резиновые перчатки;

- защитные очки;

- газопылезащитные респираторы РУ-60М, РУ-60МУ.

6.5. После работы с огнезащитным покрытием рекомендуется смыть волокна теплой водой с мылом.

6.6. Перед началом работ необходимо проверить исправность основных узлов используемых машин, прочность соединений магистралей со шлангами, подающими состав или воздух к соответствующим агрегатам. Во время профилактического осмотра узлов установка должна быть отключена, а при работе – заземлена.

6.7. В случае попадании огнезащитного состава на слизистую или в глаза необходимо  промыть холодной водой.

7. Гарантийные обязательства.

7.1. Срок службы  комплексной системы огнезащиты «ОГНЕМАТ Вент» равен сроку эксплуатации воздуховодов при условии соблюдения требований настоящего технологического регламента.

7.2. Изготовитель не несет ответственности по гарантийным обязательствам в случае нарушений правил, установленных настоящим технологическим регламентом.

 

ФАКТ

Во время страшного пожара в 1666 году, когда сгорело половина Лондона, пострадало около 6000 человек